icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Тверское время
16:45
Понедельник, 26 Июля
Рекламный баннер 990x90px top

Алексей Васильевич Петренко: «Лучше немного, но толково»

2017-03-16

Поиск себя

Алексей Петренко родился 26 марта 1938 года в селе Чемер Черниговской области. Хотя в паспорте у него стоит другая дата рождения - 1 апреля 1938 года. Так получилось, что только через пять дней удалось сделать запись о новорожденном в ближайшем к селу Чемер сельсовете, поэтому у актера было два "дня рождения". Поступить в театральный институт ему удалось только с третьего раза, а в промежутках, чтобы "не сидеть на шее у родителей", Петренко осваивал совсем другое ремесло: в 1955–1957 годах он работал кузнецом в Чернигове. "А если бы я в третий раз не поступил - то в армию бы попал! Меня бы обязательно на четыре года во флот взяли", - говорил актер.

 Работа в театре и кино

В 1961 году Алексей Васильевич окончил Харьковский театральный институт (курс народного артиста СССР Ивана Марьяненко). С 1961 года, по распределению, - актёр Запорожского музыкально-драматического театра имени Щорса. В 1963-1964 годах - актер Донецкого областного русского драматического театра (город Мариуполь). C 1964 - в Ленинградском театре им. Ленсовета, куда был приглашён Игорем Владимировым. Первая роль актера в театре - солдат в сказке "Солдат и змея" (1964 год). Затем артист часто менял театры и роли -  предпочитал "свободное плавание", дающее возможность выбирать материал и сцену самому. Очень щепетильный в выборе ролей, он нередко отказывался от предложений. Так, в свое время он отказался от роли Захара в картине "Несколько дней из жизни И. И Обломова" у Михалкова, потому что мечтал о самом Обломове. По словам самого Петренко, "лучше немного и толково, нежели всеядно". C 1977 - актёр Московского драматического театра на Малой Бронной, с 1978 - МХАТа, в 1982-1986 работал с Анатолием Васильевым (спектакль «Серсо»), в 1991-1992 - в театре «Школа современной пьесы». С 1991 года - штатный актёр Киностудии им. М. Горького. С 26 июля 2010 года - член Патриаршего совета по культуре.

В кино Алексей Петренко дебютировал в 1967 году. Первой большой киноролью артиста стал Петр Великий в фильме "Сказ о том, как царь Петр арапа женил" Александра Митты по мотивам одноименного произведения А.С. Пушкина. Кстати, от роли Петра Великого в американском проекте Петренко в свое время отказался. А в русской картине самодержец у актера получился таким, каким его рисовали историки: суровым, но справедливым. В фильме также сложился удачный дуэт Петренко с Владимиром Высоцким, игравшим арапа Ибрагима Ганнибала.

Звездной для артиста стала роль Григория Распутина в фильме "Агония" режиссера Элена Климова. На нее пробовались многие известные актеры, но Климов, увидев Петренко в спектакле "Преступление и наказание", выбрал его: "У него сумасшедший глаз!". Алексей Петренко безупречно показал горячий, необузданный нрав Распутина, его звериную натуру и зарекомендовал себя как актера с высокой самоотдачей. "Ничего не могу делать в полсилы!", - говорил о себе актер. Наряду с такими образами, как Петр Первый, Иван Грозный, атаман Платов, Распутин и Сталин, Петренко также можно было увидеть в роли отчаявшихся, слабых людей, как например роль Сатина из пьесы "На дне" или роль деревенского алкоголика Вячеслава Кулигина, переживающего распад личности в социальной драме режиссера Динары Асановой "Беда". В конце 1970-х годов Петренко появлялся на разных сценических площадках, работал с самыми разными режиссерами. Так, в спектакле "Серсо" Анатолия Васильева ему досталась роль Коки. Спустя годы Петренко признался, что не сразу понял роль, и не стеснялся этого, ведь актер часто ошибается в видении себя. Несмотря ни на что, первая постановка "Серсо" в 1985 году увенчалась ошеломительным успехом. Его роли были настолько разные, что будто бы предназначались для разных актеров. Отчаянный Сатин в пьесе "На дне", мерзкий Свидригайлов в "Преступлении и наказании", богач-купец Кнуров в "Жестоком романсе", устрашающий коллекционер в одноименном фильме. Всего в театре и кино Петренко сыграл около 100 ролей.

Кроме актерской деятельности он участвовал в озвучке фильмов и аудиокниг. Любимые Алексеем Васильевичем русские сказки актер записал в 24-серийный цикл. В шутку актер как-то заявил: "Вот состарюсь, буду ходить по детсадам, за харчи перед ребятишками выступать".

 

Личная жизнь

Актер был трижды женат. Первая супруга (1960-1979) - певица Алла Петренко. В браке родилась дочь Полина (вдова актёра Алексея Полуяна), у нее есть дочь Анастасия, проживают в Германии. Актер с дочерью от первого брака не общается. Как рассказывала Полина, однажды Алексей Петренко заявил ей: «Ты мне не дочь!».

Вторая жена - известный журналист, в прошлом театральный обозреватель «Правды», Галина Петровна Кожухова-Петренко (1933-2009). Пасынок - журналист и телеведущий Михаил Кожухов.

В 2010 году женился в третий раз на Азиме Расуловне Абдумаминовой, журналистке, этнической узбечке (ранее работала директором Кыргызфильмофонда, возглавляла пресс-центр президента Киргизии).

 

Смерть актера

Алексей Петренко скончался 22 февраля 2017 года в одной из клиник Москвы. Прощание с актером прошло в Доме кино. Согласно воле актера, его проводили без традиционных аплодисментов. Вместо этого звучали стихи. "Ты хотел, чтобы не говорили на твоих проводах, каким великим ты был, чтобы читали только стихи, ты хотел, чтобы не было пошлых аплодисментов, когда тебя будут провожать со сцены, надеюсь, что этого не будет", - заявил Николай Бурляев во время прощания. Гроб с телом Петренко был установлен на сцене Большого зала. На экране показывали фотографии со съемок самых известных фильмов с участием актера, снимки из его личного архива, звучали записи монологов самого Петренко.

"Все, что было свыше ему дано, он все вернул людям, ничего себе не оставил. Главной движущей силой его дарования была любовь к ближним", - сказал президент Гильдии актеров кино Сергей Никоненко. По его словам, Петренко был замечательным человеком и выдающимся художником. Алексей Петренко похоронен на Никольском кладбище Москвы.

Павел БРОНШТЕЙН.

 

750

Оставить сообщение: