icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Тверское время
07:39
Среда, 28 Июля
Рекламный баннер 990x90px top

Юрий КАМОРНЫЙ: джентльмен и плейбой

2017-02-20

В поисках себя
Юрий Каморный родился 8 августа 1944 года в городе Алапаевск Свердловской области. После окончания средней школы искал себя. И перепробовал кучу профессий: был высоковольтником-монтажником, почтальоном. И плавал мотористом на каботажных судах по Баренцеву морю – потому что вырос в Мурманске, а какой мальчишка в Мурманске не мечтает стать моряком?! 

В 1962 году поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Каморный был одним из самых талантливых и дисциплинированных студентов ЛГИТМиКа. Его общительный характер позволял ему быть везде и всюду заводилой и душой любой компании. Он был удивительно музыкален и играл на самых различных инструментах: начиная от гитары и заканчивая гармошкой. Еще будучи студентом он обратил на себя внимание кинематографистов...

Первые роли в кино
Первым его заметил режиссер Юлиан Панич, который в 1965 году пригласил молодого актера на главную роль в картину «Проводы белых ночей». Каморный играл журналиста Валерия, в меру циничного, в меру совестливого плейбоя. К сожалению, этой картине выпала трудная судьба: из-за отъезда на Запад режиссера ее положили на полку и показали лишь два десятилетия спустя. Фильм практически мало кто видел и дебют Каморного в кино оказался скомкан.
Но вскоре актеру вновь улыбнулась удача. В 1966 году режиссер Михаил Богин пригласил его на одну из центральных ролей в советско-польскую картину "Зося". В прокате фильм имел большой успех у зрителей, а исполнительница главной роли польская актриса Пола Ракса (это она играла Марусю в "Четырех танкистах…"), по опросу читателей журнала "Советский экран", была названа лучшей иностранной актрисой 1967 года.



Конец 60-х
Закончив институт в 1967 году, Каморный попал в труппу Ленинградского ТЮЗа имени Брянцева, которым руководил его преподаватель по ЛГИТМиКу 3. Корогодский. К Юрию он относился с большой симпатией, многие даже считали Каморного его любимчиком. Правда это или нет, судить трудно, но несомненно одно: на то, что Каморный активно совмещает игру в театре со съемками в кино, Корогодский смотрел сквозь пальцы. В те же годы он женился на молодой актрисе Ирине Петровской. В 1967 году у них родилась дочь Полина.

70-е
В 70-е годы творческая судьба Каморного складывалась гораздо успешнее в театре, чем в кино. На театральной сцене ему посчастливилось играть самые разные роли в таких спектаклях, как "Хозяин", "Наш цирк", "Глоток свободы". Лучшей же его ролью в ТЮЗе станет Ризположенский в спектакле "Свои люди - сочтемся". В кино же ролей масштабных, достойных его таланта у него практически не было. В основном режиссеры приглашали его играть красивых и удачливых молодых людей, этаких суперменов и покорителей женских сердец. 
В начале 70-х распался первый брак артиста, и он какое-то время жил один в тесной гримуборной ТЮЗа (квартиру на Суворовском, как и положено настоящему мужчине, он оставил бывшей жене и дочери). В 1972 году в его жизнь вошла новая женщина - студентка юридического факультета ЛГУ, с которой он познакомился на съемках фильма "Дверь без замка". Эта женщина, судя по всему, оказывала на Каморного благотворное влияние - после знакомства с ней актер впервые всерьез задумался о собственном здоровье, перестал пить (до этого он уже перенес две полостные операции: у него было ущемление грыжи и спаечная болезнь). Она устроилась администратором на "Ленфильм" и в течение нескольких лет сопровождала Юрия во всех его киноэкспедициях.
Несмотря на то, что кинематограф не раскрывал полностью его возможностей, Каморный все-таки выбрал его, а не театр - в 1976 году он ушел из ТЮЗа. К тому времени у него уже была дача в Соснове, собственный катер (его он купил у режиссера БДТ Георгия Товстоногова), богатая коллекция холодного оружия. Собирать ее он начал еще в пору своего студенчества (он тогда даже подрабатывал в милиции оружейным мастером), и к описываемому периоду она насчитывала порядка трех десятков единиц, среди которых были и довольно редкие экземпляры.

 Последние годы
К началу 80-х годов как творческая, так и личная жизнь Каморного складывалась вполне благополучно. Во всяком случае, внешне все выглядело именно так. В 1980 году он наконец получил звание заслуженного артиста РСФСР. Несмотря на то что близкие отношения со студенткой ЛГУ прекратились в 1979 году, она продолжала поддерживать с ним деловые отношения и вела его финансовые дела. Мытарства в коммуналке подходили к концу: ему твердо обещали выделить отдельную квартиру (ордер на нее появится 15 ноября 1981 года). Количество режиссеров, желающих снимать его, не переводилось. 
Во время работы в последней картине (съемки проходили в Литве) Каморный познакомился с молодой гримершей местной киностудии и привез ее к себе в Ленинград. В последний день его жизни именно она была с ним в квартире в доме на улице Салтыкова-Щедрина, и именно она стала главным участником разыгравшейся трагедии. Но, обо всем по порядку.

Версия гибели
В полдень 27 ноября 1981 года соседи Каморного по коммунальной квартире внезапно услышали истошные женские крики, доносившиеся из его комнаты. Когда же они распахнули дверь и заглянули внутрь, то увидели жуткую картину: девушка, обхватив голову руками, сидела в углу, а их сосед стоял на тахте и держал в обеих руках по кинжалу. Его лицо было обезображено страшной гримасой, губы шептали какие-то дикие слова: "...они убьют тебя... ты не должна выходить... лучше я убью тебя сам..."
Решив, что актер впал в белую горячку, соседи тут же вызвали по телефону врача-нарколога. Тот, в свою очередь, прихватил с собой и нескольких милиционеров из Дзержинского РОВДа. Когда они прибыли к месту происшествия, Каморный продолжал буйствовать и, размахивая кинжалами, никого к себе не подпускал. Сегодня уже невозможно определить точно, какую реальную опасность он тогда представлял, и можно ли было нейтрализовать его без применения огнестрельного оружия, но милиционеры решили не рисковать и оружие применили. Причем сначала, как и положено, сделали два предупредительных выстрела вверх. Одна из пуль срикошетила и попала девушке в руку. Она истошно закричала, и это, наверное, вывело милиционеров из себя. Третий выстрел они сделали по актеру. Правда, метили по ногам, а попали в бедренную артерию. Из раны фонтаном хлынула кровь. Буквально через несколько секунд Каморный скончался.
Как установила затем экспертиза, в крови у погибшего не было ни грамма алкоголя. Не нашли у него и никаких изменений в мозгу. Тогда что же произошло с актером в тот день? Об этом теперь можно только догадываться. То ли действительно внезапно аукнулась в нем прошлая загульная жизнь, то ли рассудок на некоторое время помутился по какой-то неведомой причине.
Как это ни странно, но гибель Юрия Каморного прошла практически незамеченной ленинградцами, а в Москве многие и вовсе не знали, что в городе на Неве погиб известный актер. Отчасти виноваты в этом были власти, которые запретили публиковать в печати некрологи. В морг Боткинской больницы, где лежало тело артиста, проститься с ним пришли всего лишь несколько человек. Среди них была и мать актера, которая затем увезла тело сына к себе на родину - в Старую Руссу. Там его и похоронили на Симоновском кладбище. Слева от центральной аллеи, ведущей на братское захоронение, можно увидеть на могиле из тёмного мрамора памятник, на котором с фотографий смотрят на нас мама актёра Галина Фёдоровна Сухорукова и ее сын - заслуженный артист РСФСР Юрий Каморный.

Павел БРОНШТЕЙН.

 

541

Оставить сообщение: