icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Тверское время
00:28
Среда, 28 Июля
Рекламный баннер 990x90px top

Епископ Ржевский и Торопецкий Адриан: «Ищите гармонию внутри себя»

2017-02-13

- Ваше Преосвященство! Находясь 5 лет на Ржевской кафедре,   можете ли вы ныне сказать, что  проблемы общества являются и вашими пастырскими проблемами? 

-   Церковь, говоря о проблемах общества,  никогда не исходит  из политической или общественной конъюнктуры,  но, тем не менее, гражданская позиция иерарха Церкви всегда четко выражена. Под гражданской позицией подразумеваю любовь к Отечеству, в первую очередь. Честный, созидательный труд, способность отдавать себя на служение  – безраздельно, без остатка. Архиерей, как  олицетворение Церкви,  должен задавать тональность жизни общества в русле христианского миропонимания. Дух творит себе формы! Это главная мысль, которую сегодня Церковь  старается донести  до сознания людей. Все начинается в глубине самого человека, и от внутреннего состояния каждого из нас  зависит жизнь всей страны.

- Владыка, в свое время  патриарх  обозначил процесс создания новых епархий как инвестиции в инфраструктуру тех территорий, которые составляют эти новообразованные епархии. Способствовало ли образование Ржевской епархии развитию юго-запада Тверской области?

- В первую очередь патриарх имел в виду инвестиции в духовную жизнь, а это длительный процесс. Духовная сторона жизни не может преобразиться за 5 лет.  Это тяжелый, упорный, кропотливый труд, в первую очередь, труд человека  над самим собой. И заставить людей невозможно, можно лишь повлиять  личным примером,  показать людям истинное   христианство.  Годы на это уходят,  сегодня мы лишь  в начале пути.

С другой стороны, некоторые  Церковь стараются сделать  заложницей тех  негативных процессов, которые происходят в обществе,  а другие пытаются  найти в Церкви  ответы на все вопросы. Но у Церкви нет такой  задачи:   создавать благоприятный инвестиционный климат, поднимать рождаемость или прекратить отток населения из регионов.  Церковь может способствовать лишь  укреплению самосознания людей, живущих на ее канонической территории,  воспитанию духовно-нравственной составляющей человека. Нравственность  –  это как раз и есть наша стезя.  Мы постепенно  входим в государственную образовательную систему,  взаимодействуем с образовательным региональным сообществом, потому что  именно Церковь может предложить иммунитет от зла, от той дряни, которая льется и лилась на человека во все времена. Церковь может дать молодым людям нравственный  компас.

Сегодня мы видим насущную необходимость вести системную работу не только в школах,  но и в детских садах, чтобы не упустить начальную стадию  духовного становления личности. Важно научить их  правильно расставлять  приоритеты – есть главное в жизни, но есть и второстепенное -  ведь из  образовательных учреждений лет через 20  выйдет новое поколение.

- Владыка, возникновение в районном городе епархиальных структур является  позитивным фактором? Например,  духовно-просветительский центр в Ржеве может ли превратиться  в оазис духовно-интеллектуальный, который объединял бы вокруг себя творческие, неравнодушные силы?

- На мой взгляд, да. Вообще очень важно, когда центр административной власти смещается на периферию. Кроме того, государственные структуры  начинают ясно осознавать важность  участия Церкви в жизни общества. Сегодня в современном мире мы наблюдаем резкое противостояние, причем инструменты используются самые разные – от идеологии до бомбардировок. Мир следует старой либеральной модели поведения: выживает сильнейший. Противостояние есть противостояние, и мы должны отстаивать свои интересы.  Сила народа - в его единстве, а единство возникает лишь  тогда, когда в обществе есть единомыслие. «Единением и любовью спасемся»,  -  говорил еще в 14 веке преподобный Сергий Радонежский. И как показала  дальнейшая  история России, был прав.

- Владыка, порой мы забываем, что правящий архиерей в первую очередь – священник. Вообще, крайне любопытно узнать – как складываются отношения епископа и народа?

- Можно у людей  поинтересоваться, как они  меня воспринимают, провести своеобразный социологический опрос. Если в народе теряется подлинное духовно-мистическое восприятие Церкви как Тела Христова, утрачивается и понимание того, кто есть епископ. Он  воспринимается как чисто административная фигура, как руководитель, который обладает властью в чисто светском понимании. Но многие святые отцы считали, что епископское служение - это  не просто служение, а явление образа Христа собственной жизнью.

- Владыка, в кафедральном городе открываются  новые храмы, великолепный храм воздвигли в Зубцовском благочинии.  Но отдельные граждане считают, что деньги целесообразнее вкладывать не в храмы, а, например,  в социальную сферу. В чем пагубность подобных  заблуждений?

- Мне кажется,  нам не следует увлекаться  восстановлением старинных заброшенных церквей в обезлюдевших местах -  сохранение объектов культурного наследия, в первую очередь, забота государства.  Мы строим храмы там, где сегодня есть население, поскольку Церковь - это пастырское общение с людьми. Жизнь  Церкви -  в первую очередь приходская жизнь. Народ именно через храм приходит к  Евхаристии – таинству соединения со Христом.

Радует, что в конце 2016 года в Ржеве появился новый храм во имя великого благоверного князя Александра Невского в микрорайоне «гарнизона». Завершается строительство нового вместительного храма в крупном Захолынском районе. Продолжается реставрация Смоленского храма в центре кафедрального города. Разве Церковь не должна была  позаботиться о том, чтобы   храмы  располагались в шаговой доступности? Тем более, что строительство осуществляется не за счет бюджетных средств - некоторые люди, имея доброе произволение и финансовые возможности, сами жертвуют на  богоугодное дело.

- Владыка, в жизни есть добро, и есть зло. Мы не задумаемся об этом, но выбор совершаем, что бы мы ни делали. Многих нынешних  родителей самих в детстве  не научили, поэтому различать эти вещи современным детям очень сложно.  Церковь  помогает в этом  разобраться, когда входит в образовательное пространство? 

- Да, к сожалению, сегодня масса людей путают эти понятия. Когда классик писал «Что такое хорошо и что такое плохо?», он писал именно об этом. Только добро и зло – это фундаментальные понятия, а слова «хорошо» и «плохо» – это  детские представления. Научиться различать эти вещи современному поколению действительно сложно.  Церковь  помогает  разобраться, именно эти цели мы и преследуем. Зло ведь  не всегда предстает отталкивающим,  выпуклым, ярким,  поэтому надо знать  духовные законы жизни. «Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы с ними  поступайте». Это золотое правило нравственности имеет место в Священном Писании. Если человек научится им пользоваться,  для него не составит труда сделать правильный  выбор.

- Мы знаем, что в России с отношением к закону, к правилам, к уму вообще, не очень хорошо обстоят дела. Если к Богу человека влечет именно ум, а не чувства, это правильно?

- Уму обычно не оставляют никакого места в религиозном опыте, считается, все надо чувствовать.  Предполагается, что это чувства нас влекут к Богу,  а  холодный ум ставит палки в колеса, все время что-то опровергает. Но бывает все точно наоборот - путешествие от ума к сердцу. Духовная жизнь – жизнь умственная и мысленная, поэтому мы должны обращать внимание на то, что происходит в нашем уме. «Каковы наши мысли, такова и жизнь наша», - считают многие  отцы, современные нам. Жить лишь  чувствами –  опасный путь. Чтобы руководствоваться чувствами,  необходимо очистить  сердце от зла. 

- Владыка в своем Рождественском послании вы коснулись темы Октябрьской революции 1917 года. Христианство воспитывало людей на заповедях любви, советское поколение было воспитано на понятиях долга и справедливости, но жизнь в те времена была намного добрее…

- Нельзя советский период отрывать от единой истории России. Советские люди – это потомки тех, которые являлись носителями внутреннего мира, сотканного веками Святой Руси. Благодаря накопленному ими духовному потенциалу,  страна смогла продвинуться на три поколения в построении нового общества, а потом запал кончился, и началась анархия.  До сих пор  пожинаем плоды той свободы, не ограниченной нравственными нормами.

-  Владыка,  удавалось ли вам пережить радость, которая делала незначительными все земные потери?

- Смысл нашей жизни заключается вовсе не в искании радости. Христианство говорит – будь похожим на Бога, который есть Любовь. В течение всей жизни приближайся к Нему, умеряя свой эгоизм. Приближайся через внутренний труд души, понуждение себя, усилия воли. Иначе своей жизнью мы напишем  новое Евангелие: «Ищите, прежде всего, что  есть и пить, а Царствие Божие приложится».

А у Христа все  наоборот: «Ищите, прежде всего, Царствия Небесного, а  остальное приложиться вам». Что такое искание Царства Небесного? Поиск Бога внутри себя. Когда  достигнешь гармонии внутри себя – получишь всё.

- Ваше Преосвященство, благодарю Вас  за интервью.

Михаил АРХАНГЕЛЬСКИЙ.

 

 

 

 

 

 

 

567

Оставить сообщение: