icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Тверское время
14:15
Пятница, 14 Мая
Рекламный баннер 990x90px top

Древний храм остался лишь в памяти

2016-12-09

Век 16-й. Начало

Спас-Преображенский храм на холме над Волгой, мимо которого шли две улицы - Большая и Малая Спасские, встал здесь пятьсот лет назад.

Судя по всему, это было первое здание в камне по правую сторону Волги. Владел ею в первые годы 16-го столетия князь Дмитрий, родной брат великого князя Московского Василия Ивановича. Поставил храм в камне, как водилось, на месте прежнего деревянного. Своих умельцев здесь еще не могло быть, и строили небольшую эту церковь с пятью куполами в новгородском стиле новгородские же, скорее всего, мастеро­вые.

Через четыреста лет, в 1927 году, археологическая экспедиция Москов­ского университета подтвердит ста­ринное происхождение первоначаль­ного, главного придела храма Спасо-Преображения. Затем московский историк Седов опубликует статью-ис­следование об уникальном для твер­ских земель памятнике новгородской архитектуры. На снимке начала 20-го века он все тот же: глухие, почти без окон, стены четверика с барабанами куполов.

 

Век 17-й. Век Смуты и раскола

Начавшись с Великой Смуты в рус­ском государстве, век прошелся ог­нем и мечом по Ржеву и по простиравшемуся до Селигера Ржев­скому краю. Польско-литовские отря­ды пана Лисовского уничтожали и се­ления, и людей. Судя по легендам, сеча в Ржеве была великая, мужчины Князь-Дмитриевской стороны все по­легли в ней. А где могли укрыться малые и немощные, коли, нет моста и до крепостных стен, не доберешься?

Только в крошечном каменном хра­ме Христа Спасителя, здесь и наби­лись, здесь и молились горячо о по­мощи. Здесь и погибли - вырезаны были или удушены огнем? Кто ж зна­ет, никого тогда в Ржеве не осталось; и некому было записывать случивше­еся в 1610 году. Лишь появилась крас­ная полоса по стенам от впитавшей­ся крови, которую видели здесь, пока существовал храм. А спустя десяток лет переписчик Федор Дурной «дозирает в Ржеве Володимерове патриаршии Спасской слободы» жителей. Запись «Храм пуст» подтверждает - Спасская церковь была из камня, о всех деревянных говорится - «храм сожжен».

Зимой 1656 года посетил Ржев санный поезд патриарха Никона. Де­сять лет назад Спасская слобода Рже­ва передана во владение города, после недавнего разорения нуждавшегося в налогах от немногочисленных пока жителей. Но вот, с месяц назад, царь вернул эту землю патриаршему дому. И Никон, возможно, сам привез сей указ в Ржев. И участвовал в служ­бе в Спасской цер­кви.

 

Век 18-й. «Книга подаяния» на звонницу

Настоящий свой, просторный и ра­достный, облик Спас-Преображенская церковь обрела в середине 18-го сто­летия. 18-й век для православного Ржева был обновленческим. На тех же священных местах и с теми же названиями вместо деревянных церквей стали возводиться каменные. Благоденствующие Ржевские купцы, ремесленники, стремясь поучаствовать в благотворительности, делали большие вклады на сооружение храмов.

В 1755 году была построена каменная Спас-Преображенская церковь - строение грандиозное для такого слаборазвитого и малонаселенного городка, каким был Ржев, с трапезной, во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и святителя Николая. С иконами древнего письма, изображающими и местночтимых святых, среди которых были образы Ржевского князя Владимира и его супруги Агриппины. Храм строился также на пожертвования богатых купцов Князь-Дмитриевской стороны, потомков насельников Патриаршей слободы, перешедших в православие (в этой части города в XVIII веке было свито одно из самых сильных и значительных гнезд старообрядцев).

Жителей на Князь-Дмитриевской стороне заметно прибавилось. В кон­це века прихожанами Спас-Преображенской церкви стали и насельники Ямской слободы - ямщики и их семьи, перевезенные в Ржев велением императрицы Екатерины II. А церквей в го­роде по правую сторону Волги всего три - деревянные, Оковецкая, что сто­яла на берегу (у старого моста), Иоан­на Предтечи (там, где сейчас Оковец­кая, в камне) и каменная Спасская - украшение этой части Ржева.

Как создавалась звонница над хра­мом, рассказывает «Книга доброхот­ного подаяния» 1752 года, сохранив­шаяся в областном архиве. По указу Тверского и Кашинского владыки Мит­рофана жертвовали священно- и церковнослужители нашего уезда. Копей­ки шли к копейкам. А всего по «Книге доб­рохотного подаяния» значится 113 церквей и монастырей, собравших 55 руб­лей 87 1/2 копейки. Сумма по тем вре­менам немалая и, конечно, оказала она помощь при постройке звонницы.

На фотографии Прокудина-Горского, сделанной в 1910 году, видно - второй ярус колокольни, с классическими колонна­ми, достроен позже, наверное, уже в следующем столетии.

 

Век 19-й. Их имена вошли в историю

В середине 1830-х годов священником Спас-Преображенского собора стал отец Матвей Константиновский, определенный в Ржев из бежецкого села в дар и убежденность проповедника. О столкновении отца Матвея с «сильными мира сего», губернатором графом Толстым и его свитой, писал Тертий Филиппов (со слов очевидца): «Когда в середине обедни, совершаемой о. Матвеем, вошел в церковь граф и сопровождающие его местные чиновники, пролагая ему путь, произ­вели неизбежный при их усердии шум и смятение, то о. Матвей в произнесенной им за этою обеднею пропове­ди не оставил этого обстоятельства без смелого, для всех присутствующих весьма внятного, хотя и не прямо в лицо направленного обличия, и что именно это обстоятельство и посели­ло с первого же раза в гр. Толстом особенное уважение к о. Матвею».

И это был толчок к многолетним дружеским отношениям ржевского священника и будущего обер-проку­рора Синода графа Толстого, а через него к личным и духовным связям отца Матвея и писателя Гоголя.

В 1848 году отец Матвей Константиновский стал протоиереем Успенс­кого собора Ржева. Но последние годы служения в Спасской церкви све­ли его с замечательным ржевитянином, избранным церковным старостой храма. Павел Федорович Сафронов, прихожанин сорока лет, принял на себя обязанность строителя Вознесен­ской кладбищенской церкви - на том кладбище, что мы называем сейчас Казанским.

Ржевитяне чтут уже более века память Сафронова, поминая его, осо­бенно в праздники, у столба-часовни на Ка­занском кладбище. Кстати, и отпевали его, и несли сюда, на Казанское, именно из Спас-Преображенского храма.

 

Век 20-й. Прощание

Снимки начала века сохранили для нас облик всего храмового комплек­са, в ограде которого стояла и часов­ня красного кирпича.

...А потом наступило иное время. Оно несло новую идеологию, сдвину­ло массы россиян, среди них и ржевитян, с мест, веками насиженных, оторвало их от прежних привычных корней. В том числе и от храмов, в приходах которых крестили, встреча­ли Рождество и Пасху, вступали в брак, отпевали предков, родственни­ков…

Если не мог приход (человек 20-40 оставших­ся) оплатить налоги за помещение церкви (национализированное), за землю, на которой она стоит (нацио­нализированную). Ну и - по существу­ющему закону - здание отбирали под другие нужды. И это еще был лучший вариант…

Вот и Спас-Преображенский храм в 20-х годах стал «бывший».

Его комплекс еще несколько лет украшал перекресток Большой и Ма­лой Спасской улиц. В нем хранили документы архива, потом наступил черед клуба, при этом разобрали ко­локольню. И вдруг, в 1936 году, при строительстве домов для работников Калининского отделения железной дороги решено - использовать кир­пич бывшей Спасской церкви!

Когда вы смотрите на Калининс­кие дома, вспомните, что где-то в их основании или стенах легли кирпичи, сработан­ные в 16-18 веках. Крепкие кирпичи, видевшие оккупантов в первую рус­скую Смуту и тех, кто пришел в Ржев 75 лет назад, в 41-м.

...Бывшая часовня красного кирпи­ча долгие послевоенные годы напоминала о святом месте древнего Рже­ва. И только строительство нового моста привело к ее исчезновению.

 

Век 21-й. На месте храма - АЗС

В начале нового века на месте, освященном пятьсот лет назад, нача­лось строительство автозаправочной станции.

Глядим на старые снимки Спасско­го храма, прожившего прекрасную жизнь. Этот холм у моста - место па­мяти. О Князе Дмитрии Ивановиче, наблюдавшем работу новгородских каменщиков, и ржевских страдальцах, погибших в церковных стенах. О пат­риархе Никоне и отце Матвее Константиновском. О строителе храмов Павле Сафронове и последних прихожанах, с плачем целовавших цер­ковные ступени, прощаясь со своим духовным миром.

Ольга СЕМЕНОВА.

(По материалам публикации Татьяны Горской «Спас-на-крови»(«Ржевские вести», 2003г.) и сайта http://sobory.ru/).

 

На Снимках: 1.2.Церковь Спаса Преображения (Существовала ещё до нашествия татар) со стороны Малой Спасской улицы (Грацинского).Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1910 год.  (http://www.prokudin-gorsky.org/) 3. На месте древнего храма.

366

Оставить сообщение: