icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Тверское время
00:40
Среда, 28 Июля
Рекламный баннер 990x90px top

Молитва в бронзе

2016-07-24

Узкая винтовая лестница, которая закручивает  так,  как будто уносит  в прошлое, старинная кирпичная кладка, толстые арочные пролеты, умело сложенные мастерами прошлого, и вот первый открытый ярус, где  стремительно кружат ласточки – это их «этаж»: здесь на стройных колоннах свиты гнезда, лето –  их веселая законная пора, а зимой, бывает, ненароком застанешь в их гнездышках квартирантов – воробушков. Совсем близко,  напротив, купол собора и уже просматриваются ржевские дали, но самое интересное  впереди. Еще две крутых лестницы и мы на самом верху, отсюда открываются  петляющие изгибы Волги, противоположный высокий берег города. И ощущение какой-то другой реальности, спокойствия, отрыва от суеты. Мы на колокольне Оковецкого собора.

Приподнявшись над землей,  здесь, наверху,  вровень с куполом, облаками и веселыми ласточками, как и  в прежние века,  сплетает колокольные созвучия звонарь.

«Такую музыку можно слышать только в России. Наши русские колокола, особенно же старые - XVI-XVII века, считаются самыми большими, самыми звучными в мире. У нас – множество колоколен, – у нас и простор для такой музыки…». Так писал в XIX веке выдающийся деятель культуры  С.В. Смоленский о самобытном феномене –  колокольном звоне в России.

Голос русского колокола очень сложен, многогранен. Его невозможно охарактеризовать нотой,  это именно голос, со своим, присущим только ему тембром, множеством созвучий, порой едва уловимых человеческим ухом, но создающих удивительные гармонии. Особенно это ощутимо в звуке больших колоколов, которыми  славилась наша страна. Люди называли голос больших церковных колоколов не только  голосом Церкви, но даже  самим голосом Божиим.

 Едва заслышав церковный благовест, даже если он заставал в поле, на работе, народ  снимал шапки, останавливался, крестясь и  вознося в этот момент свои мысли ввысь.

В XVII веке – золотом  веке русских колоколов, колокололитейное искусство в нашей стране достигло наивысших высот. В это время  отливаются многочисленные тысячепудовые колокола-гиганты, настоящие шедевры.

В нашей стране развилась и своя уникальная традиция колокольного звона, превратившись в настоящее национальное искусство. В каждом храме был свой неповторимый ансамбль колоколов, собиравшийся порой веками, каждый звонарь вкладывал в звон свою душу, мастерство, поэтому с колоколен церквей разносились непохожие друг на друга оригинальные трезвоны, служившие выражением веры молитвы и вдохновения  многих, порой неграмотных, но тонко чувствующих Красоту виртуозов-звонарей, художников старобытной России.

А в дни больших праздников звоны многочисленных церквей сливались воедино, создавая удивительный, ни с чем несравнимый звуковой колорит древнерусского города.

«Но нет тех слов и красок речи, которыми можно было бы изобразить величественный пасхальный звон в Московском Кремле. Здесь, в самом сердце, в самом «святая святых России» тысячная толпа ждет первого полночного удара в огромный колокол «Ивана Великого» …Тысячную толпу не слышать,— она совершенно смолкла. Молчит и вся Москва. Но вот раздается первый удар, необычайно мягкий, негромкий «contra A» на Ивановской колокольне. Он дает сигнал всей Москве. Через 5—6 секунд уже ударили все «сорок-сороков» и загорелись иллюминации всех колоколен. Загораются и свечи тысячной толпы у Кремлевских соборов… Звонят «во все тяжкая и во все кампаны», — звонят с необычайною силою звука. В этой силе исчезает все: и начавшаяся пушечная пальба, и пение хоров в появившихся крестных ходах, и вздохи волнующейся массы тысячей… И над всей этой чудной картиной—звон, да ведь какой! Звон оглушительный, властный, сущее торжество!»

Колокольный звон сопровождал русского человека от самого рождения и до смерти, став неотъемлемой частью его жизни. Так полюбился голос колокола, что помимо широкого церковного применения, звон колоколов был непременным сопровождением и всего бытия народа.

Тревожно бьют набат –   пожар, беда пришла, скорей на помощь; раздался голос вечевого колокола – время решать важные дела; во всю силу заговорил сторожевой колокол –  неприятель близко, поднимайся народ на защиту; метельный прерывистый звон разносится далеко окрест, указывает путь домой, спасая жизнь заблудившемуся  в непогоду путнику.  Вот колокол мерными ударами пробил который час. Колокола сопровождали людей  на суше и на море: колокола на маяках и прибрежных колокольнях, указывающие путь кораблям, корабельный колокол – непременный атрибут судна, маленькие поддужные колокольчики в упряжках лошадей, сопровождавшие веселым звоном долгую езду по русским просторам.

Удивительно, но разнообразный язык колоколов был понятен русскому человеку. Все самые важные события в жизни народа и государства отмечались колокольным звоном, который являлся лучшим  выражением радости и значимости события и придавал  торжеству особый духовно приподнятый настрой. Объединяя людей и необъятные пространства, являясь универсальным средством массовой информации, колокольный звон был своеобразным звуковым наполнением нашей  страны, ее звуковой атмосферой.

 Колокола и звоны были символом города, территории, поэтому издревле повелось, что самым горьким наказанием для покоренного города и народа было лишение его колоколов, которые были важными военными трофеями. С побежденных брали то, что составляло наивысшую национальную святыню, которой были, конечно же, и колокола – эти главные вестники и участники всех событий. 

«Чтобы говорить о месте колокола в жизни русского народа, надо просто знать, что, начиная с первого Романова – царя Михаила Федоровича, главное предприятие государства – Пушечный двор – изготавливало только два изделия – орудия и колокола».

Настоящее чудо – создание нового колокола, а вернее будет сказать, его рождение, ведь  одни только названия частей колокола: тело, плечо, уши, язык уже говорят о том, что у русского человека с колоколом  сложились особые отношения.

Отливка колокола была всегда радостным и ожидаемым событием! Отливали колокола в честь воинских побед с добавлением металла трофейных пушек, по обету, любили русские люди отливать колокола в поминовение усопших родителей и близких. Цари считали важным создать свой именной благовестник. Считалось, что колокол благовестит  о здравии, а затем и о упокоении  души жертвователя. Часто отливка колокола  была всенародной, каждый, даже бедняк считал святой обязанностью поучаствовать  в этом добром деле.

Колокола — как и люди, у каждого своя история, всякое общественное событие сказывалось на их судьбах. В начале XX века они в полной мере разделили судьбу народа. Сброшены, разбиты, переплавлены, проданы. Большая часть колокольного наследия, собиравшегося целое тысячелетие, погибло, безвозвратно утеряно в ходе яростной «антиколокольной компании» советского правительства.

XXI век – на церковную колокольню, как и прежде, поднимается звонарь. Мир колоколов, колокольных звонов –  особенный мир, загадочный. Раз в году, в самый великий и главный Праздник, колокольни по старой русской традиции открывают свои двери для всех желающих заглянуть и приоткрыть тайны этого мира. Дети нетерпеливо, радостно тянутся к заветным веревочкам, взрослые более застенчиво, осторожно, у многих загораются глаза, а порой и текут слезы от открывшейся неожиданно Красоты.

Что для русского колокол? По ком звонит колокол сегодня, о чем он с нами разговаривает, еще слабым пока голосом, лишь набирая свою мощь?

А с колокольни Оковецкого собора открываются ржевские дали, петляющие изгибы Волги, противоположный высокий берег города. И под звон колоколов вдруг привидится редкой красоты картина. Высокий волжский берег, и тут и там, куда ни бросишь взгляд, маковки церквей и колокольни ввысь,  кружат ласточки, и гудит церковный благовест…

Кристина ЧЕРНОЗЕМЦЕВА.

 

По благословению епископа Ржевского и Торопецкого Адриана

ОТЛИВКА БОЛЬШОГО ЮБИЛЕЙНОГО КОЛОКОЛА

ДЛЯ ОКОВЕЦКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА

В ЧЕСТЬ 800-ЛЕТИЯ ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РЖЕВА

 Вы можете стать участником исторической отливки 

и сделать пожертвование:

1. В церковной лавке Оковецкого кафедрального собора г.Ржева

2. Яндекс-кошелек: 410014096116434

3. Реквизиты: Местная религиозная организация православный Приход в честьиконы Божией Матери "Оковецкая" г. Ржев РжевскойЕпархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат),

172381, Тверская обл., г.Ржев, ул. Марата, д.5

ИНН/КПП 6914005323/691401001   БИК 042809679 

р/счет 40703810363220100402 отделение №8607 Сбербанка России г.Тверь кор.счет 30101810700000000679  

с обязательной пометкой: ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА КОЛОКОЛ

 

У каждого из нас есть уникальная возможность внести свой вклад в создание главного колокола города Ржева!

 

570

Оставить сообщение: