icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Тверское время
02:37
Четверг, 23 Сентября
Рекламный баннер 990x90px top

Наше культурное наследие

2016-07-14

пастушокСергей Осипович Красильщиков был династийным («природным») пастухом; еще его дед занимался пастушеским промыслом, не говоря уже об отце, дядьях и соседях по деревне. Почти все мужское население села Столипино промышляло пастушеством на протяжении нескольких поколений. Причина отхожего пастушьего промысла была связана главным образом с недостатком пахотных земель и с большими рисками в ведении земледелия. Здешние земли не отличались особым плодородием. Нередко из-за неурожая крестьяне Зубцовского уезда оказывались в сложном положении, на грани выживания. Все это сподвигало мужское население искать возможности приработка на стороне. Те, что были талантливее в игре на рожке, уходили на заработки в подмосковные села и деревни, туда, где была возможность получить за свою работу большее вознаграждение. 

Родившись в семье пастуха в 1917 году, воспитываясь в окружении родни, мужская часть которой также занималась пастушеством с музыкальными инструментами — рожками, Сергей Осипович практически не имел возможности выбора другого ремесла. Будучи шестилетним мальчиком, он уже ходил в качестве подпаска за скотиной, помогая старшему пастуху собирать коров, вести до места выпаса, выманивать заблудившуюся в лесу корову голосом. Первый рожок он получил в подарок от своего родственника (дяди по отцу), последующие делал сам, по образцу уже имеющегося инструмента, сохраняя все тонкости его параметров и технологии изготовления. Сергей Осипович с детства обладал хорошим музыкальным слухом, быстро запоминал песни и мог легко повторить на рожке услышанное. Пастухи Зубцовского района (в народе их называли «зубцы») практически никогда не использовали собак при выпасе коров. Им достаточно было рожка и кнута.

Конкуренция в пастушеском ремесле была достаточно высока. Хозяева, нанимающие пастухов на сезон выпаса, были искушенными знатоками хорошей рожечной музыки, поэтому с пристрастием относились к новому нанимающемуся кандидату, устраивая прослушивания его исполнения и оценивая качество игры и богатство репертуара. Оценка музыкального мастерства влияла также и на величину заработка. У менее опытных и менее мастеровитых в игре пастухов она была на порядок ниже, что не могло не являться серьезным стимулом к развитию музыкально-исполнительских способностей и к расширению песенного репертуара пастухов. «Хозяин спрашивает: — А «Ноченьку» знаешь? — Нет еще… — Ну тогда не пойдёт, иди и учи «Ноченьку», «Меж крутых бережков» и «Сережа-пастушок» — делился своими воспоминаниями Сергей Осипович.

Основу репертуара пастуха-рожечника, помимо сгонного сигнала и сигналов-зовов, составляли инструментальные версии распространенных в средней России песенных мелодий (около 70-ти), а также плясовые и частушечные наигрыши локальной традиции. Наиболее любимые Сергеем Осиповичем: «Ах, ты ноченька», «Меж крутых бережков», «Сережа-пастушок», «Последний нонешний денечек», «Шумел камыш», «На горе-то зорька светлая», «Ой при лужку», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина», «Пасхальный тропарь», «Семеновна», «Русского», «По деревне». Особо стоит отметить наигрыш «По деревне» с припевками, который периодически исполнялся во время утреннего прогона коров по деревне. В нем чередовались припевки пастуха и инструментальные проигрыши.

Рожок Сергея Осиповича обладал очень чистым, ярким и, вместе с тем, богатым тембром. Сергей Осипович очень требовательно относился к качеству звука и, если что-то его не устраивало, искал возможность исправить эту ситуацию подбором более качественного пищика. «Голосу» пищика Красильщиков придавал очень важное значение. Уже на стадии изготовления мог определить его особенности, возможности и перспективу, очень любил процесс «доводки» пищика до нужной кондиции.

Во время исполнения Сергей Осипович максимально полно использовал разнообразные исполнительские приемы, которыми прекрасно владел. В его игре чувствовалась обстоятельность и опора на канонические основы ремесла, не было никакой неуверенности, растерянности.

Музыкальная традиция рожечников Верхневолжья подразумевает не только сольное исполнение на рожке, но и ансамблевую игру. Оптимальное количество играющих одновременно может составлять от трех до пяти человек. О таком опыте Красильщиков с большим энтузиазмом рассказывал в своих воспоминаниях.

В процессе общения с Сергеем Осиповичем в течение нескольких лет удалось составить достаточно полную картину бытования рожечной культуры в верхневолжских селах и деревнях. От него было записано более сорока рожечных наигрышей во множестве разных вариантов; удалось сделать также дуэтные записи.

В среде односельчан игра на рожке пользовалась уважением и была востребована. Пастух всегда был желанным гостем на праздниках, свадьбах, порою заменяя своей игрой гармониста, хотя и на гармони Сергей Осипович играл добротно. Искусство Красильщикова было хорошо известно не только сельским жителям, но и городским любителям народной инструментальной музыки — его неоднократно приглашали с выступлениями в Зубцов, Тверь, Москву, Ленинград.

От редакции

23 июня в городе Владимире состоялся VI парламентский форум "Историко-культурное наследие России", на котором на высшем государственном уровне обсуждали вопросы, связанные со значением и состоянием культуры общества в нашей стране.

Активное участие, как в пленарном заседании, так и в работе секции "Традиции" приняла депутат Мосгордумы, народная артистка России Надежда Бабкина. 

Выступая на пленарном заседании, Надежда Бабкина сказала: «Основой нашей Великой культуры – является нематериальное культурное наследие народов нашей страны. Внимание к этой сфере было привлечено международной Конвенцией ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия от 2003 года. Именно сейчас, в эпоху информационных войн и нестабильности во всем мире, назрела необходимость в создании и принятии Федерального Закона «О нематериальном культурном наследии народов России».

Ярким примером такого нематериального культурного наследия народов России, вне всяких сомнений, является и творческое наследие зубцовского рожечника Сергея Осиповича Красильщикова. 

Павел БРОНШТЕЙН.

896

Оставить сообщение: