icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Тверское время
10:03
Вторник, 11 Мая
Рекламный баннер 990x90px top

Мастер и его Маргарита

2016-06-03

булгаковОн был одним  из самых читаемых и известных в нашей стране  писателей, возможно, потому что его книги долгое время были под запретом и не издавались в Советском  Союзе. Помню, как студентами мы рвали друг у друга папку с отпечатанными на машинке листами  - роман «Мастер и Маргарита» в «самиздате», которым зачитывались втихаря.

Михаил Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве. Его отец. Афанасий Иванович, ко  времени рождения Михаила был магистром богословия и профессором Киевской духовной академии по кафедре истории и разбора западных исповеданий. Мать, Варвара Михайловна, урожденная Покровская, дочь соборного протоиерея, родилась в городе Карачеве Орловской губернии и до замужества несколько лет работала учительницей. В семье Булгаковых было семеро детей: четыре сестры и три брата. Семейство было дружное, веселое. «У нас в доме интеллектуальные интересы преобладали, — вспоминала сестра писателя Надежда Булгакова-Земская. — Очень много читали. Прекрасно знали литературу. Занимались иностранными языками. И очень любили музыку… наше основное увлечение была все-таки опера. Например, Михаил, который умел увлекаться, видел „Фауст", свою любимую оперу, 41 раз — гимназистом и студентом».

Михаил в восемь лет прочел «Собор Парижской Богоматери». А первый небольшой рассказ – «Похождения Светлана» — написал годом раньше.булгаков

После окончания медицинского факультета Киевского университета Михаил Афанасьевич участвовал в Первой мировой войне, несколько месяцев прослужил военным врачом. Затем продолжил службу в этой же роли сначала в Красной Армии, а затем в Южной. Будущий писатель пытался эмигрировать из страны, но ему это не удалось. Некоторое время работал земским врачом.

У писателя была традиция: не выбрасывать театральные билеты после спектаклей. Их он хранил всю жизнь.

Некоторые сюжеты биографии Булгакова и его литературной деятельности  еще нуждаются в изучении. Такова история с его пребыванием на зубцовской земле. Две недели, с 10 по 22 июля 1931 года, Михаил Афанасьевич и его вторая супруга Любовь Евгеньевна Белозерская провели на даче их знакомой — писателя, драматурга, автора театральных инсценировок и переводчика Натальи Алексеевны Венкстерн (1891—1957). Здесь Булгаков работает над пьесой «Адам и Ева» и поправками к пьесе «Кабала святош».
«Кабалу святош», пьесу о великом французском комедиографе Жане Батисте Мольере, Булгаков начал писать еще в октябре 1929 году, а в декабре того же года закончил первую редакцию. В январе 1930 года МХАТ принял пьесу к постановке. Но Главрепертком запретил «Кабалу святош». Это событие стало одной из причин булгаковского письма правительству СССР с просьбой определить его судьбу и либо выслать за границу, либо дать средства к существованию на родине.
В Зубцове Булгаков работает над правкой текста «Кабалы святош». В октябре новый вариант пьесы был разрешен к постановке при условии ряда купюр и изменений и только в театрах Москвы и Ленинграда. «Кабала святош», по требованию цензуры, получила название «Мольер».

булгаковМало кто знает, что роман «Мастер и Маргарита» был посвящен возлюбленной писателя Елене Сергеевне Шиловской (Нюренберг), его третьей жене. Это была его последняя любовь и самая сильная, она принесла много страданий и счастья обоим. К тому времени как они встретились, у них уже были семьи, которые пришлось разрушить, чтобы навсегда соединить свои судьбы узами брака.

Они прожили вместе 8 лет. Для Елены Сергеевны Шиловской, ставшей Булгаковой это были самые счастливые годы в ее жизни. Когда-то в начале 1930-х годов, Михаил Афанасьевич Булгаков сказал ей об одной просьбе: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Супруга целиком и полностью посвятила себя мужу и выполнила данное обещание.

В начале сентября 1936 года роман «Мастер и Маргарита» был закончен, однако опубликован он был лишь в 1966 году.

Здоровье писателя начало ухудшаться в конце 1939 года, а 10 марта 1940 года великий писатель скончался. Михаил Афанасьевич Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. До начала пятидесятых годов на его могиле не было ни креста, ни памятника. Елена Сергеевна не раз захаживала в прикладбищенскую мастерскую в поисках надгробной плиты и однажды заметила в яме среди обломков мрамора огромный черный камень. «Что это?» — поинтересовалась она у гранильщиков. — «Да Голгофа». — «Как Голгофа?» Ей объяснили, что на могиле Гоголя стояла Голгофа с крестом, пока к юбилею не поставили новый памятник. Камень этот, по преданию, выбрал в Крыму Иван Аксаков и привез в Москву на лошадях. «Покупаю», — не раздумывая, сказала Елена Сергеевна. Так гоголевская Голгофа стала надгробным памятником Булгакова.

После его смерти Елена Сергеевна с трудом сводила концы с концами. Она начала продавать вещи, заниматься переводами и перепечаткой рукописных текстов, но это не приносило ощутимого дохода. Лишь в послевоенные годы, она начала получать неплохие гонорары, издавая произведения своего возлюбленного. Елена пережила мужа на долгих тридцать лет. Она умерла в возрасте 76 лет 18 июля 1970 года. Ее похоронили рядом с любимым мужем.

Подготовила  Нина СЕРОВА.

 

Кстати

• Булгаковская Москва исхожена поклонниками «Мастера и Маргариты» вдоль и поперек, но споры о том, где происходили действия романа, не утихают до сих пор, например, где тот турникет, через которой Берлиоз шагнул под трамвай, или где та скамейка, на которой писатели встретились с нечистой силой.

• Наверное, это тоже какая-то чертовщина, но одному из самых московских писателей в Москве до сих пор нет памятника. Некоторые в это не верят и ищут его на Патриарших так же, как другие ищут рельсы никогда не ходившего тут трамвая.

• У Булгакова действительно жил Бегемот, но это был не кот, а пес: черный и обладающий недюжинным для животного умом. По воспоминаниям современников писателя, однажды во время празднования Нового года собака прослушала бой курантов, а затем торжественно пролаяла ровно 12 раз.

 

 

 

                       Игорь Либензон

К ЭКРАНИЗАЦИИ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

 

Какие, право, времена,

Пошире двери отворите,

Впустите Мастера, друзья,

И королеву Маргариту.

Запляшут тени по углам,

Огонь лизнёт страницы слова,

Но рукописи не горят,

Когда душа горит свободно!

И страшно ясен в тишине

Железа звук, поступь Пилата,

Виденья пишут на стене:

«Любовь и творчество — всё свято».

Нам дорог день, и дорог час,

 Булгаковские откровенья,

Где Воланд каждому из нас

Воздал порок и восхищенье!

 

Идут другие времена,

Но не меняет Бог устои,

Где правда нравственна всегда

И совесть не зовёт в покои...

 

 

 

380

Оставить сообщение: