icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Тверское время
19:11
Пятница, 14 Мая
Рекламный баннер 990x90px top

До-диез от земли до небес

2016-06-01

колоколаФестиваль традиционно посвящен празднику Светлого Христова Воскресения и Дню Победы, и включает в себя симфоническую, хоровую, камерную и звонильные программы, проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Несмотря на то, что Пасхальный фестиваль стартует в Москве, за 17 дней его проведения концерты и праздничные выступления проходят во многих городах России. География звонильной программы в нынешнем году: Москва, Санкт-Петербурга, Раменское, Сергиев Посад, Истра, Звенигород и Ржев. В юбилейный год 800-летия Ржева колокольные звоны  профессионалов-звонарей из Санкт-Петербурга, Москвы, Вологды, Беларуси, Украины и Германии вновь разнеслись над древним русским  городом.

Вначале гости зашли помолиться в кафедральный собор, а затем поднялись на колокольню. Оковецкая колокольня пришлась им по вкусу – еще к  Пасхе 2014 года все колокола здесь были перевешены по акустическому проекту.

Семен Ильягуев, звонарь и музыкант, считает, что «музыка помогает преодолевать возникшую в социуме отчужденность». Кстати,  его песне «Раскатами Благовеста» посвящена колокольная серия работ Натальи Золотаревой «Раскатами Благовеста» - 40 графических рисунков, как 40 ударов колокола в Благовесте, 40 человеческих жизней, которые экспонировались прямо на соборной площади Оковецкого храма.

Удивительно, но среди приехавших звонарей оказалось много девушек. Они звонили наравне с молодыми людьми, но звон отличался: у мужчин он более сильный и ритмичный, у девушек более утонченный и переливчатый.

«Считается, что звонарь –  мужская профессия, потому что мужчины сильнее, им легче это дается. Но на самом деле, если все правильно обустроено на колокольне,  девушки могут успешно справляться со всем колокольным набором», - пояснили Кристина Тонких и Екатерина Ермилова из Санкт-Петербурга, исполнившие воскресный и красный звоны. 

Данилова Екатерина, специально приехавшая на фестиваль из Германии, считает, что такое общение, "перемешивание" различных колокольных школ и направлений очень полезно для звонарей и интересно для слушателей. Звонарям это помогает повысить свой  уровень мастерства церковного звона -  на радость всей  Церкви. Потому что колокольный звон – прежде всего, молитва в звуке, «икона звучащая», а потом уже и музыка.

Ржевские любители колокольного звона расположились в тени под липами и слушали.  Встречный звон, воскресный звон, красный звон. Праздничный звон, свадебный разгон, будничный звон. Суздальский звон, питерский звон, пасхальный звон….

 Каждый  участник нынешнего фестиваля привез в Ржев свой опыт церковного звона, свою индивидуальную манеру.  Звон - это как почерк, у каждого звонаря он свой, неповторимый.

Так же как у всех слушателей свои ощущения.

- Сама идея звонильной программы очень интересная, тем более в Ржеве, где традиции колокольного звона были очень развиты, - отметила Ольга Кузьмина, известный ржевский музыкант и историк. -  Еще участники экспедиции Ленинградского института искусств, посетившие Ржев в  30-х годах прошлого века, отметили, что первый город на Волге обладал изумительным даром колокольного звона. Ржевские храмы были расположены вдоль реки, и когда начинал звонить один, откликался другой, начинался оркестровый колокольный перезвон, который  раздавался по всей Волге. В Ржеве были очень сильные, мощные колокола, а если учесть, что  идет звуковой резонанс от воды, колокола были слышны даже в Старице…

Одним словом: «Благовест, до-диез, от земли до небес!»

Это  и продемонстрировали звонари в рамках звонильной программы XV Московского Пасхального фестиваля в Ржеве.

Михаил АРХАНГЕЛЬСКИЙ.

 

579

Оставить сообщение: