icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Тверское время
23:10
Суббота, 24 Июля
Рекламный баннер 990x90px top

От Амстердама до «Клевого берега»

2016-05-23

Когда в нашей редакции раздался звонок и абонент на другом конце провода сообщил,  что в свое время он был причастен к проведению Всемирного фестиваля молодежи в Москве в 80-х годах, мы не мешкая собрались в дорогу.  И вот наконец, наша машина, преодолев путь от Ржева до окраины Селища,  по узкой извилистой дороге спускается к озеру Волго, где у ворот турбазы «Клевый  берег» нас встречает хозяин  Сергей Анатольевич Малинин.

Напоив приехавшую корреспондентку чаем,  Сергей Анатольевич  начал свой рассказ:

- Родился я в Ломоносове, там же и учился.  Куда поступать, вопросов  не было. Все детство прошло на берегу моря - с балкона дома был виден Кронштадт. Отец на судоремонтном заводе работал, его родной брат, мой дядя,  всю жизнь по морям плавал. После восьмого класса подал документы в то время считавшимся элитным ПТУ №41, которое готовило специалистов для плавсостава Балтийского морского пароходства. В училище получил профессию повара. Через два дня после окончания ТПУ мне вручили заграничный паспорт, и я отбыл на пассажирском судне в Амстердам к месту приписки  флагмана Балтийского пароходства лайнера «Михаил Лермонтов». На этом круизном теплоходе, а потом на другом – «Александре Пушкине», за два года я побывал в сорока странах.

Мы еще не добрались до фестиваля, а мне уже интересно. Слушаю Малинина и осознаю, что он открывает доселе неизвестную мне страницу советской истории.  В нашем понимании туризм для иностранцев  - это «Золотое кольцо», матрешки, Эрмитаж и сохранившиеся церкви.  О существовании шикарных  круизных лайнеров, обслуживавших иностранных туристов,  большая часть населения СССР даже не догадывалась.  Зато о «Михаиле Лермонтове», оказывается, прекрасно знали на западе - по нему судили, как живут в Советском Союзе. Он был построен на верфях ГДР в 1972 году. 

- Попасть в команду теплохода «Михаил Лермонтов» считалось большой удачей, - продолжает рассказ мой собеседник. - Лайнер создавал серьезную конкуренцию западным круизным лайнерам. Министерство пассажирского флота СССР имело собственную фирму в Англии, где продавались билеты по заниженным ценам, поэтому иностранные туристы стояли в очереди, чтобы попасть на советский теплоход. Цены были ниже, потому что наши морские суда пользовались своим топливом, а оно было намного дешевле западного.  А вот все продукты закупались в заграничных портах, только одна соль, наверное, была наша.

На корабле  туристы были из разных стран, в основном, голландцы, немцы, французы.  Экипаж вел себя очень интеллигентно, вспоминает Сергей Анатольевич, не было случая, чтобы кто-нибудь матом ругнулся. Начальство обращалось к подчиненным только на «вы» и по имени отчеству.

Только поваров на лайнере было 40 человек.  Повара и официанты изучали кухни народов мира и секреты сервировки. Приемы были колоссальные, соответствующими были и расходы.  В дни русской кухни готовили осетров. Пересекая экватор, пассажиры вместе с командой участвовали в праздниках Нептуна и пиратских ужинах.

Однажды Малинину  пришлось готовить оладьи на 360 человек команды. Сковорода была размером со стол. Старшие повара развели тесто, которое он из чайника наливал на сковороду. Работал как жонглер – только успевал разливать, переворачивать и снимать готовые оладьи.  До сих пор с флота осталась привычка ужинать супом.  На теплоходе  вечером обязательно подавали суп, причем не тот, что остался с обеда, а свежеприготовленный. Когда были в тропиках, на столе в обед обязательно стояло сухое вино. Так было положено, чтобы  легче проходила акклиматизация.  Бывало, из Европу выходили зимой, а в Центральной Америке в это время уже купались.

За двухнедельный круиз заходили в семь портов. В дни своей юности Малинин побывал почти во всех  европейских странах, странах Карибского бассейна, кроме  Кубы,  Восточной Азии  -  всего в сорока странах  почти на всех континентах.  По одному на берег не разрешалось выходить.  В увольнение записывались с вечера. Первый помощник формировал группы по 3-4 человека и назначал старшего.

1982 году «Михаил Лермонтов» был отправлен  на  модернизацию,  а Сергей Малинин продолжил плавание на таком же круизном лайнере «Александр Пушкин». Кстати,  «Михаила Лермонтова» ждала печальная участь: в 1986 году он затонул в проливе Королевы Шарлотты недалеко от Новой Зеландии.

Из дальних странствий возвратясь,  молодой  моряк был призван в ряды Советской Армии в войска госбезопасности. Служил сначала в Балашове, потом в Москве.  Время службы в столице совпало с проведением  XII Всемирного фестиваля молодёжи в июле 1985 года.  В Москву
были приглашены представители молодёжных и студенческих организаций со всего мира. Ожидался приток огромного количества иностранцев со всех
континентов. Время было неспокойное, шла война в Афганистане, поэтому в Москве опасались провокаций и терактов в местах массового скопления людей. Неблагонадёжные элементы, как и перед Олимпиадой-80, в ходе подготовки фестиваля были выдворены за пределы столицы.

Гостями фестиваля стали 26 000 человек из 157 стран мира. Во время молодежного форума  проходили выставки художников,  политические дискуссии, спортивные соревнования,  концерты с участием как самодеятельных и этнических коллективов, так и профессионалов, таких как  Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Дин Рид, «Машина времени» на разных площадках – Олимпийском  стадионе, цирке.

В Москве мероприятие проходило дважды — в 1957 и 1985 годах. В третий раз Россия примет Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 2017 году, но проходить он будет в Сочи.

У Сергея Анатольевича с тех времен сохранился пропуск на все мероприятия фестиваля. На документе так и пропечатано: «ВЕЗДЕ». На фестивале военнослужащие помогали сотрудникам милиции, иногда в оцеплении стояли, как в форме, так  и в «гражданке».  Высматривали фарцовщиков и отгоняли их от иностранцев. 

- Чем запомнился вам фестиваль?

-  Удалось побывать на многих концертах, на которых выступали  звезды эстрады.

Демобилизовавшись из армии,  Малинин пытался вновь уйти  в загранплавание, но по разным причинам это не удалось.  Потом женитьба, рождение двойняшек. Наступили новые времена, надо было выживать.

Сегодня супруги Малинины работают в туристическом бизнесе. У них своя фирма «Континенталь».  Не так давно в Селище появилась турбаза «Клевый берег» - место для заядлых рыбаков.   На прощание Сергей Анатольевич показал  свои владения – гостиницу, ресторан, большую кухню. Ресторан пользуется спросом у местного населения.  Здесь проводят свадьбы, отмечают  День Военно-морского флота, Новый год.  В планах Малинина благоустройство берега, проект уже готов.

Сергей Анатольевич рассказывал, как в южных морях он  вместе с другими моряками  пытались  поймать акулу, но безуспешно, как ни старались.   Зато здесь, на Волго, рыбалка у него и гостей турбазы гораздо удачнее.

Нина СЕРОВА. 

Фото автора и из семейного архива.

  1. Красавец лайнер  «Михаил Лермонтов».

лермонтов

2. В начале трудовой биографии.

малинин

3. На горизонте Гонконг. 

гонконг

4.Карибские острова – мечта туриста.

карибы

5. Праздник Нептуна на круизном теплоходе.

праздник нептуна

6. Служебный пропуск на фестиваль молодежи и студентов в Москве.

малинин

7.После посещения очередного «звездного» концерта (С.Малинин крайний справа).

малинин

8.С.А. Малинин на турбазе «Клевый берег».

малинин

 

552

Оставить сообщение: