icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Тверское время
16:11
Понедельник, 26 Июля
Рекламный баннер 990x90px top

Епископ АДРИАН:

2016-05-18

адрианВ дни Пасхи Христовой мы беседуем с управляющим Ржевской епархией епископом Адрианом.

 

Владыка, отмечая Воскресение Христово, многие ли христиане задумываются над тем, что Христос должен быть внутри сердца человека, и насколько важен этот союз? Святые отцы считали: именно в союзе сердца и Христа заключается сущность монашества, нет? Монашество во все времена – это главная сила в Церкви. В монашестве были воспитаны самые великие христианские умы…

– Да, монашество – это обращение  ко Христу, который  есть жизнь и источник жизни. Чтобы дать правильное представление о монашестве, следует говорить  об опыте великих подвижников монашеской жизни -

Антония, Макария, Пахомия, Ефвимия Великих, Сергия Радонежского, Серафима Саровского. Монах – от греческого «monos» – живущий один, единственный, одинокий. Три обета даёт монах – послушания, нестяжания, целомудрия. Три основные составляющие являются базовыми для человека, живущего монашеской жизнью. Они способствуют развитию тех качеств, которые составляют основу этой жизни. Нестяжание – освобождение от всего того, что может связывать человека. Целомудрие – целостность человека во всех отношениях. Послушание – отказ от своей воли, благодаря чему человек и возрастает в духовной жизни. В институте монашества до сегодняшнего дня эти  «параметры» остаются как основополагающие.

Владыка, сейчас много говорят о социальной, образовательной деятельности Церкви, о работе с молодёжью. Но церковная жизнь не может возродиться во всей полноте своей, если в Церкви не будет монахов. А в монастыри приходит всё реже и реже. Непонятно – почему. Или Бог больше никого не призывает к монашеству, или люди остаются глухи к призывам Божиим?

– Всё зависит от состояния общества, откуда и приходят в монастырь желающие жить монашеской жизнью. Монашество – одна из форм осуществления человеческого идеала: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».

И как же человек может откликнуться на этот призыв?

– Иногда это происходит в самом начале осознания человека себя как личности, иногда уже во взрослом состоянии. Нельзя сказать, что существует единая для всех калька, многое зависит от индивидуальных способностей человека, от его внутренних качеств,  воспитания.

Сегодня многие люди не в состоянии понести крест семейной жизни, что уж говорить о монашеской…

– Семья – это проверка личностных качеств. Семейная жизнь даёт  возможность увидеть себя - кто ты есть на самом деле. Порой монаху требуется лет тридцать, чтобы понять то, что семейный человек понимает через несколько лет супружества.  Но и  монашество, и семейная жизнь являются великолепным средством познания себя.

Одна из главных проблем сегодня – семья перестала воспитывать будущих монахов, как это было прежде. А духовное здоровье народа измеряется числом монашествующих. И что же делать?

– Да, кризис семьи отражается на Церкви и  монашестве. Традиционно именно семья воспитывала будущих монахов,   целенаправленно прививая им нравственные принципы. Советский период отечественной истории привнёс много нового в самосознание людей, но в массе своей они оставались нравственными людьми. Стоило государству ослабить давление на Церковь, как народ  потянулся в храмы. Церковь была местом, куда возвращались. Сегодня же человек не возвращается в храм, а входит в него впервые. То поколение, в памяти которого ещё живы церковные традиции, уже ушло, а новое вынуждено заново осваивать пространство православной культуры.

– Постсоветское время ещё дальше отодвинуло людей от Церкви…

– Советский человек и церковная жизнь были ближе друг к другу – в силу исторической инерции  и менталитета. Но менталитет трансформируется из поколения в поколение: мы видим, как меняются наши дети, какими они становятся – чуждыми традиций и норм жизни русского, российского, общества.

Да, учителя признают, что дети изменились. При этом считают: в первую очередь должны измениться сами педагоги.

– Надо правильно расставлять акценты – педагоги не должны изменяться под детей. Педагоги должны изменить методы работы с детьми. Изменить технологии, чтобы найти ключ для раскрытия детских сердец в системе координат традиционной русской культуры. Что значит – «дети изменились»? Та система ценностей, которая на сегодняшний день насаждается в их сердцах, не имеет глубинной корневой системы. Следует понять, на какие звуки отзываются наши дети, чтобы затронуть струны их души. И педагоги в первую очередь должны найти те способы и принципы работы, которые позволяют это делать.

В Ржеве  строится храм в честь старцев Оптинских и святителя Игнатия (Брянчанинова), который ещё в середине XIX века предрекал кризис христианства: «Идут, идут страшнее волн всемирного потопа, идут волны лжи и тьмы, окружают со всех сторон, готовы поглотить вселенную, истребляют веру во Христа, разрушают на земле Его царство, подавляют Его учение, повреждают нравы, притупляют, уничтожают совесть…».

– Да, предвидел, всё так и случилось. Здравомыслящие люди  прекрасно понимали: когда Церковь становится департаментом в государстве – она начинает обслуживать его интересы, а интересы государства известны. Церковь говорит, что надо быть благочестивым, но алчные потребности неразвитой души безграничны.

- Апостол Павел был  прав:   быть благочестивым и всем довольным –  великое приобретение.

 -  Наши предки подтверждали это всей своей жизнью. Россия существует более тысячи лет – благодаря христианскому пониманию жизни. Мы несём в себе всю культуру наших предков – и светскую, и религиозную. Даже в Государственном  гимне Российской Федерации есть такие строки: «Россия – священная наша держава, хранимая Богом родная земля». Современный человек  мало задумывается  о том, что всё его историческое прошлое основано на вере. Получая воспитание в семье,  образование в школе,  человек далеко отстоит  от религиозного идеала. Но в какой-то момент приходит в понимание, что жизнь – конечна.  Ему хочется чего-то большего,  он оставляет мир и идёт в монастырь. Кто-то – удерживается в монастыре, кто-то – нет. Мужчины – народ сильный, но порой ноша монаха оказывается даже им не по силам – буквально до слёз.

– Эти два мира будут все дальше дистанцироваться друг от друга?

– Они всегда расходятся, ибо несовместимы. Мир во зле лежит – не биологический мир, а внутренний мир человеческих страстей и пороков, который всегда направлен против мира Христа. И примирить их невозможно. Это сейчас мы живём в спокойствии, но Церковь не может пребывать в таком состоянии долго. Господь даёт нам этот покой, но неизвестно, надолго ли сохранится такая идиллия.

– Пока Путин жив?

– Президент понимает прекрасно: оторвись сейчас от корней – и всё, держаться не за что будет. Элита, олигархи сдадут страну в 24 часа. Так уже было в XVII веке, во времена Смуты, затем – в начале XX века. Достаточно вспомнить, кто первую февральскую буржуазную революцию совершил, раскачивая корабль российской государственности. А народ наш и сегодня «полудикий» в духовном плане.

– Невзирая на тысячелетнюю историю христианства на Руси?

– Что такое тысячелетняя история христианства? Попробуйте, не пашите пару лет поля – берёзки  вырастут. А мы всё надеемся, что там внутри что-то у людей  сохранилось…

– Но ведь человеческая душа по природе своей – христианка!

– Да, только эта христианка может быть как дикой, так и культурной – это две разные вещи. Почему сейчас мы  так спешим что-то сделать? Мы не знаем, что ждёт нас завтра. Сегодня надо сеять, не тратя время попусту, совершая то, к чему  призваны. Ещё преподобный Серафим Саровский говорил всякому, приходящему к нему: «Уже намного позднее, чем вы думаете. Поэтому спешите, спешите творить дело Божие!» И мы должны иметь подвижнический ум и мученический настрой.

–  Владыка, в этом году мы отмечаем 1000-летие присутствия русского монашества на Афоне. Празднества будут продолжаться весь год, но ключевые события на Афоне пройдут в мае. Вы ведь часто бываете на Святой горе, что она для Вас?

– Прекрасное место – «монашеская республика» называется. На Афоне всё располагает к Богообщению. Но многое зависит от человека: можно жить на Афоне – и быть вне Афона, а можно и не быть на Афоне, но носить его в своём сердце. Афон – это тот идеал, к которому надо, конечно, стремиться. Место хорошее, благодатное. До некоторого времени там не было устроенной внешней жизни – шла постоянная смена насельников, была большая текучесть. Но когда внешняя жизнь приобретает свои формы, то, соответственно, начинается и внутреннее устройство. Монашеская жизнь – это не тот строй обыденной жизни, видимый для людей. Трудно сказать порой, как течёт эта жизнь в сердце, с каким КПД. Лишь по смерти можно узнавать о человеке, что он вёл подвижническую жизнь, преуспел в добродетелях. Удел монашеский – скрыть всё, что ты делаешь. Монашеская жизнь – сокровенная совершенно. Почему юродивые появлялись? Ту благодать, которая у них была, если её не скрыть под маской умалишенного, можно было быстро растерять.

 В чём заключается святость? В способности души отозваться на чужое страдание и боль, принять участие в судьбе другого человека, себя при этом забывая. Беспорочно жить. Если бы этого не было – земля не выдержала бы, просто закончила своё существование.

Человек в природе – господин, который, владычествуя над ней, сохраняет её. А если он пойдёт поперек закона – извратится всё. Сейчас это пытаются сделать, но больший потенциал  у того, кто правильно живёт. История творится внутри сердца каждого человека. И дух, исходящий из сердца, творит  формы. Подтверждение тому – встреча Авраама с Богом. Когда он говорил: «Господи, а если будет пятьдесят праведников, Ты спасёшь этот город?». Когда будут эти праведники – мир будет спасён, сохранён от уничтожения. Сохранение жизни обусловлено состоянием тех, которые держат этот мир. Мы – то держим, то бросаем, а они – всегда держат.

– Они – это монахи?

– Хороший монах всегда держит. Монах – это не просто мантия и клобук. Это лишь внешние формы. Берём тех монахов, которые в идеале ведут монашеский образ жизни. То есть, они «монос» – принадлежащие Богу, отделённые от общества. Монах для мира всегда чужой. Об этом преподобный Симеон Новый Богослов сказал великолепно:

Монах есть тот, кто миру непричастен,
Кто говорит всегда с одним лишь Богом,
Кто, видя Бога, сам бывает видим,
Любя Его, он Им любим бывает,
И, светом становясь, всегда сияет.

 

Благодарю  за интервью, Ваше Преосвященство.

Ирина КУЗНЕЦОВА.

Фото предоставлено автором

1463

Оставить сообщение: