icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Тверское время
23:39
Суббота, 24 Июля
Рекламный баннер 990x90px top

«Методические рекомендации» или Жизненные подсказки

2016-03-10

педсовет-   Мы рады, что владыка откликнулся на нашу просьбу, и учителя  имели  возможность повстречаться с ним, - рассказывает директор школы Татьяна Наветная. - Для  нашего  педагогического коллектива  подобная встреча -   весьма значимое событие. Высказывания владыки  оказались созвучны  нашим мыслям и чувствам. Мы и сами считали их правильными, но с радостью  убедились в этом еще раз.

Непринужденный разговор шел на различные темы. Затрагивалась экономическая обстановка в стране,  политическая ситуация в мире. Так,  владыка отметил:

- Сегодня Запад потерял свои христианские корни, на которых кристаллизовалась вся система европейской государственности. Во Франции, в самой демократичной стране, в определенных районах белым  просто нельзя появляться -  убьют, и все прекрасно это знают. Процесс распада государственности начался именно тогда, когда европейцы отказались от своего  христианского прошлого, а ведь именно  христианство сформировало Европу как государственную систему, дало возможность европейским странам подняться на  высокий уровень развития. И сегодня мы видим, как важно для национальной  государственности  сохранять  приверженность собственным  историческим корням, иначе  распадается все.

Конечно, обсуждались проблемы обучения и воспитания наших детей. Владыка рассказал, что представляла собой  русская школа до 16 века:

адриан- Частные школы существовали при архиерейских домах,  монастырях, при домах князей и бояр. Наши предки не были людьми отсталыми – многие знали  несколько языков, историю, астрономию. Задача русской школы той поры была  – воспитать Человека. Человека с высокой нравственностью, правильным мировоззрением. Сделать человека святым – в  поступках, действиях, в самом себе.  А знания сообщались. Позже, когда в духовной сфере произошел перелом, он отразился на всей образовательной системе государственной школы. В Славяно-греко-латинской академии, основанной в конце 17 века, уже во главу угла ставились не духовность, а знания. Знания – это словно строительный материал, можно накидать его  целую кучу.  Но на что ляжет этот стройматериал, если у здания нет фундамента?

Существует два типа мировоззрения:  одно  говорит о том, что есть определенное высшее существо, которое называется Бог,  сотворивший  мир. Другое уверяет, что ничего подобного.

Но на мировоззрении  выстраивается определенная система ценностей. Если нет определенности,   мы встаем в тупик, когда дети спрашивают: «что такое хорошо, и что такое плохо?», все становится относительным. Надо избрать мировоззренческую систему, и в ней воспитывать молодых людей. Но прежде чем воспитывать, необходимо  иметь ее в себе самом, подчеркнул владыка.

 

Сегодня понятие  духовности, нравственности употребляется довольно часто в образовании. В рамках ФГОС  одно из направлений так и  называется «духовно-нравственное воспитание». Но владыка дал более глубокие и точные определения  духовности,  нравственности: «Обладая знанием своего предмета, учителю нужно жить и внутренними, духовными резервами, которые необходимо постоянно пополнять,- отметил владыка. -  Как пополнить свою духовность, что же  такое - духовность? В христианстве духовность - понятие четкое и конкретное,    в секулярном мире   довольно расплывчатое. Поэтому духовность и нравственность – две составляющие, которые часто отождествляют друг с другом. Если нравственность – это характер отношений, то духовность – мотивы, побуждающие меня общаться тем или иным образом, это  внутренний мир, который во мне. Христианство говорит, что вся работа у человека должна быть направлена  на внутренний мир, чтобы изжить из себя  тот негатив, который есть в каждом. Человек, который борется с собой,  преодолевает себя,   называется духовным человеком. Духовность - тот внутренний мир, который определяет причины, побуждающие меня быть тем или иным. Кстати, дети это  тонко  чувствуют, их  сложно обмануть. Учителю нужно быть поистине святым человеком…».

 

Владыка напомнил нам, что учитель создает своим трудом будущее, и каким оно будет, зависит от школы. Ведь мы хотим им не только вручить багаж знаний, но и воспитывать граждан нашего Отечества, не побоюсь столь высоких слов: «Когда человек соглашается стать учителем, нужно помнить, что его миссия очень важна: это служение во благо своего Отечества. От того, какой продукт вы дадите на выходе, таким и   будет наше государство».

 

 

Не стоит забывать, что учитель должен быть сам примером: начиная с внешнего вида педагога и заканчивая  внутренними миром: «Тогда и требованию, которые учитель предъявляет к своим ученикам, будут восприняты как необходимость. Существуют определенные нормы, которые воспитывают. Даже внешний вид учителей старой формации был такой, что  создавал определенную атмосферу,  царившую на уроке.

Если преподаватель личность духовная, он является силой притягательной. Зло действует до определенных моментов, до тех пор, пока приносит удовольствие. Но когда человек окунется в бездуховность, когда душа будет переполнена этой гадостью, ему захочется чистоты. В любом возрасте  доброта, любовь -  притягательная сила, которая растапливает любое сердце. Преподаватель должен быть тем человеком, который носит ее в себе. И сочетать это все  – искусство великое, - считает владыка.

 

 В завершении встречи епископ Адриан подарил педагогам Новый завет:

 

«Чтобы было легче воспитывать, мне бы хотелось, чтобы те, кто еще не знаком, познакомились с этой Книгой.  Новый завет – это отношения со Всевышним. На основе этой книги можно совершенно четко ребенку объяснить,  что такое добро и зло. Сам воспитывался в христианской семье, где  было ясное понятие добра и зла, правды и лжи, любви и ненависти, основанное вот на этой книге. И вопросов не возникало, как жить и что делать. Конечно, это не говорит о том, что  был безукоризненным ребенком, но  знал, когда в детстве получал, за  что…».

 

- В ответ мы подарили епископу Адриану книгу «Школа в лицах» -  о замечательных людях, которые работают в седьмой школе, -  продолжила Татьяна Николаевна. – Думаю, ему  будет интересно познакомиться с нами поближе.

-  Подарок владыки пришелся нам по душе – все взяли Новый завет, с тем, чтобы дома прочитать.  Мы получили, не говорю, что «методические рекомендации», как это принято в учительской среде, но  важные жизненные подсказки.  Взаимодействие с епархией идет у нас и в  кадетском классе школы, где для кадетов проводят уроки духовно-нравственного воспитания  преподаватели воскресной школы при Оковецком кафедральном соборе и представители епархии. Совместные усилия  приносят свои плоды, поскольку общая ответственность за воспитание лежит и на семье, и на школе, и на Церкви.  В семье до 6 лет формируется нравственный фундамент личности, поэтому так важна составляющая семьи. А школа  сегодня – чуть ли не единственный  институт общества, где по-прежнему сильны моральные устои. Будем очень рады, если владыка вскоре придет к нам  на родительское собрание, чтобы побеседовать  с родителями наших детей!

Фото Михаила Архангельского.

 

1154

Оставить сообщение: