рубрики

последние комментарии



голосование

Вопрос-ответ

    Добавить вопрос

    Имя
    E-mail
    Вопрос:
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить

    Кто и зачем придумал скаутов, пионеров и юнармейцев?

    2020-02-16
    Эстафета традиций военно-патриотического воспитания молодежи

    В 1899 году во время англо-бурской войны в Южной Африке полковник британской армии Баден-Пауэлл оказался с небольшим гарнизоном в осажденной крепости. Чтобы облегчить свое, казалось бы, безвыходное положение, полковник создал специальное подразделение из мальчишек, которые беспрепятственно проникали в стан врага, вели там разведку, доставляли донесения о положении дел командованию британских войск, выполняли другие деликатные задания, которые не по плечу взрослым дядям в погонах.

    Исходя из опыта завершившейся в 1902 году англо-бурской войны, Баден-Пауэлл пришел к выводу о том, что молодёжи допризывного возраста необходима более строгая закалка, физическая подготовка и навыки самостоятельной деятельности. Вернувшись в Великобританию и став генералом, Баден-Пауэлл в 1907 году основывает движение скаутов в Великобритании.

    Слово scout переводится с английского как «разведчик». Хрестоматийно-классическим примером, оправдывающим заложенный смысл в термин «скаут», была группа мальчишек, которые под руководством тогда еще подростка, а в будущем – легендарного советского разведчика-нелегала, Героя Советского Союза Геворга Вартаняна, колесила в ноябре 1943 года по улицам Тегерана на велосипедах, за что получила прозвище  «Лёгкая кавалерия». Так вот, в результате кавалерийских рейдов разведгруппе удалось заманить и обезвредить свыше 200 немецких агентов, заброшенных в столицу Ирана, чтобы уничтожить собравшихся на историческую встречу в верхах лидеров СССР, США и Великобритании.

    На начальном этапе скаутского движения в Великобритании его участников обучают широкому спектру жизненных навыков, включая первую помощь, кемпинг, гражданские права и обязанности. Воспитание по системе скаутов проходит в процессе развлекательных игр, физических упражнений и соревнований, бесед о военной жизни и подвигах разведчиков.

    В России идея скаутинга вызвала живейший интерес царя Николая II, так как оказалась созвучной с его собственными мыслями о необходимости допризывной подготовки молодёжи, особенно сельской.

    Идею самодержца в России воплотил в жизнь полковник Олег Иванович Пантюхов, получивший титул Старший Русский Скаут. А датой зарождения   движения в России принято считать 30 апреля 1909 года, когда был зажжен первый скаутский костер в Павловском парке под Петербургом. 

    В августе 1914 года, когда началась Первая мировая война, было создано «Общество содействия мальчикам-разведчикам» - «Русский скаут».  К осени 1917 года в России насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах. В условиях наступившей Гражданской войны скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь.

    После Октябрьской революции скаутское движение распадается. Часть его участников уезжает в эмиграцию. Оставшихся на Родине власть считает вредным, реакционно-монархическим движением и распускает скаутские организации. К 1927 году скаутизм прекратил свое существование в СССР и был возрожден только в 1990 году.  В России до сих пор нет единой скаутской организации, а ее общая численность насчитывается порядка 10 тыс. членов в 58 субъектах РФ.

    Вообще-то скаутское движении считается самым массовым объединением молодежи в мире. В настоящее время оно насчитывает 38 миллионов членов в 217 странах мира. Как заявляют его организаторы, движение строится на принципах общественной организации, добровольного участия и дистанцирования от политики.

    С течением времени изначальные постулаты военно-патриотического воспитания, инициированные Баден-Пауэллом, стали заменяться на пацифистски-демобилизующие принципы общеукрепляющего и общеразвивающего формирования молодежи. Скаутов  нацеливают на самосовершенствование через развитие, осознание своего долга (перед Богом, Родиной, обществом и перед самим собой), участие в местных, региональных, национальных и международных проектах, на постоянную практику самоутверждения с помощью активной деятельности на природе, «обучение через дело», на поддержку взрослых, верность традициям, их развитие и т.д.

    В итоге первоначальный вектор доармейского воспитания скаутов сменился на иные традиции, в том числе благотворительности и бизнеса. В качестве примера приведем всемирно известную традицию американских гёрлскаутов выпекать специальное печенье (Girl Scout Cookies) и распространять его среди населения.

    С одной стороны, для скаутов это отличный способ поучаствовать в благотворительности, собирая таким образом средства на социальные нужды, а с другой - это неплохой бизнес. Утверждают, что ежегодная прибыль скаутской организации достигает порядка $700 млн.

    И хотя скаутизм был вне политики, тем не менее, он сыграл важную роль в становлении пионерской организации в СССР.

    В конце 1921 года Надежда Константиновна Крупская, жена и соратник основателя Советского государства Владимира Ильича Ленина, предложила созданной двумя годами ранее молодежной политической организации комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию».

    И такая структура была создана 19 мая 1922 года. Название новой детско-юношеской политической организации придумал Иннокентий Жуков, педагог-новатор в российском скаутском движении - «пионеры». Жуков позаимствовал этот термин у англичанина Сетон-Томпсона, который в свою очередь арендовал его у американского писателя Фенимора Купера, написавшего знаменитый роман «Пионеры».

    Англичанин сформулировал идею воспитательной системы молодежи и назвал ее «пионерингом» (в дословном переводе pioneering - это первопроходчество). В основе системы была заложена практика выживания среди дикой природы, маскировка, тактические игры, походы, костры, строительство переправ, навесов и т.д. Нетрудно заметить, что советская пионерия очень много позаимствовал у скаутов в системе воспитания молодого поколения.

    В первую очередь это касалось внешних атрибутов и символики. Например, красный галстук (вместо зелёного) и белая (вместо цвета хаки) блуза. Три лепестка лилии скаутского значка в пионерском варианте заменили на три языка пламени костра. Три конца ставшего красным пионерского галстука приобрели сакральный смысл и стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов. Песню «Картошка» - музыку оставили, а слова - переиначили и выдали за пионерскую.

    Скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский же ответ на него «Всегда готов!». Но для советских пионеров эта готовность предполагала новую смысловую нагрузку с политически ориентированным содержанием: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». Говорят, что скаутский девиз «Будь готов» (по-английски «Be Prepared») является расшифровкой первых букв основателя скаутов Баден-Пауэлла.

    Пионерские организации позаимствовали от скаутизма также игровые формы воспитательной работы с детьми, их организацию по отрядам, институт вожатых, сборы у костра и многое другое.

    А вот от чего отказалась советская пионерия, так это от формы скаутского салюта-приветствия (тремя пальцами) и традиции пожимать руку не правой, а левой рукой, что является знаком особой дружбы и веры.

    Заметим, что со временем пионерское движение стало связующим звеном стройной и последовательной системы политического воспитания и образования молодежи и ее подготовки для пополнения рядов коммунистической партии. Система имела четкую возрастную градацию: октябрята (7-9 лет), пионеры (9-14 лет), комсомол (14-28 лет).

    Являлась промежуточным соединительным звеном в политической структуре молодежного движения, пионерия находилось под двойным управлением: административным со стороны руководства школы и партийным, осуществляемым через комсомол. Такая система управления и контроля позволяла осуществлять комплексное образовательно-воспитательное воздействие на детско-юношескую аудиторию в период формирования у нее морально-нравственных ценностей.

    Заимствовав многие формы скаутинга, партийное руководство страны наполнило пионерское молодежное движение новым политическим и идеологическим содержанием.

    Основную ставку в работе с молодежью руководство СССР  сделало главным образом на воспитание верности и преданности коммунистической партии и на внедрение общегражданских духовно-нравственных ценностей, которые в начале 60-х годов прошлого века были сведены в Моральный кодекс строителя коммунизма. Такой подход, по мнению правящей тогда коммунистической партии, рассматривался как основная конструкция в фундаменте, на котором можно было возводить систему индоктринации молодежи.

     Эта система базировалась на трех «китах»: моноидеологии (марксистско-ленинское учение), политической (коммунистической) ориентации духовно-нравственных ценностей и государственно-общественном партнерстве организационных форм.

    Исходя из возрастных особенностей молодежи, военно-патриотический аспект ее воспитания строился на принципе героизации тех поступков детей и юношей, которые соответствовали политико-идеологическому курсу правящей партии, возводились в ранг достойного примера для подражания и культивировались советской пропагандой как  образец высокой морали и нравственности. Принцип «пионер – всем ребятам пример» многократно усиливался героическим статусом поступка.

    Напомним хрестоматийные примеры. Это, как преподносила тогда советская пропаганда, героический поступок 13-летнего школьника Павлика Морозова, который в начале 30-х годов прошлого века противостоял кулачеству в лице своего отца и поплатился за это жизнью.

    Во время Великой Отечественной войны это подвиги юных партизан - Марата Казея, Володи Дубинина, Зины Портновой, Лёни Голикова и Вали Котик, которым присвоено звание Героя Советского Союза. Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», более 20 000 медалью «За оборону Москвы».

    Кстати, о московских пионерах.  В 1942 году они передали Красной Армии танковую колонну «Московский пионер» (18 танков), построенную на заработанные ими деньги (5 млн руб.). Пример, которому последовали многие их сверстники в тяжелые годы испытаний.

    Свою лепту в военно-патриотическое воспитание привнесли и другие формы работы с детско-юношеской аудиторией. Например, уроки начальной военной подготовки (НВП) в школе, которые проводили, как правило, офицеры-отставники. Уроки мужества – внеклассные занятия, цель которых рассказать школьникам о трагических и героических страницах нашей истории, сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимании того, что без патриотизма невозможно возродить Россию.

    В арсенале военно-патриотического воспитания были и такие формы, как регулярные встречи пионеров и школьников с ветеранами войны. Проводившаяся дважды в год всероссийская акция Вахта памяти, цель которой почтить память погибших в Великой Отечественной войне. Военно-спортивные игры «Орленок», «Зарница» и др. 

    Физической подготовке будущих воинов способствовала и мотивирующая на спортивное совершенство двухступенчатая система наград значками БГТО («Будь готов к труду и обороне» для 1-8 классов с 16 нормативами спортивно-прикладного характера) и ГТО («Готов к труду и обороне» для школьников старше 16 лет).

    Отметим, что наряду с пионерским движением параллельно существовали и другие организационные формы военно-патриотического воспитания молодого поколения. Например, тимуровское движение, которое является прообразом современного волонтерства. Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) - уникальная структура подготовки молодежи допризывного возраста по наиболее востребованным в армии военно-учетным специальностям. Сеть суворовских и нахимовских училищ и др. Каждое из этих очень интересных направлений военно-патриотического воспитания молодежи, заслуживает отдельного рассмотрения.

    Созданная в Советском Союзе система военно-патриотического воспитания молодежи признана универсальной, эффективной, и как образец была взята на вооружение рядом государств мира. И здесь прослеживается вот какая интересная тенденция. Победы Красной Армии на полях сражений Великой Отечественной войны являлись своего рода катализатором в создании детских коммунистических организаций по образу советской пионерии, но со своей национально-политической спецификой. В период войны были созданы пионерская организация во Вьетнаме (1941 г.), в Югославии (1942 г.), в Болгарии (1944 г.) и др.

    Но особенно активно это движение начало набирать силу после войны. Причем не только в странах с социалистической ориентацией – Венгрия и КНДР (1946 г.), ГДР (1948 г.), КНР (1949 г.), -  но в капиталистических странах – Бельгия, Финляндия, Франция (1945 г), Австрии (1946 г.), Норвегия (1952 г.), Швейцария (1961 г.) и др.

    Демонтаж политико-идеологической конструкции Советского Союза в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века захоронил под своими обломками и систему военно-патриотического воспитания молодежи. Начиная с конца 80-х годов прошлого столетия и в течение почти четверти века, фрагменты этой системы, в т.ч. пионерская организация, находились в состоянии неопределенности юридического статуса, структурно-организационного и политико-идеологического хаоса. 

    Официальных правопреемников советская пионерия не имеет. Вряд ли можно считать удачной попытку политически обезличить советскую пионерию и объединить ее (1990 г.) с детскими организациями в интегральной структуре - Международном союзе детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО-ФДО) с лозунгом, напоминающим по содержанию скаутскую философию патриотично-пацифистского содержания: «За Родину, Добро и Справедливость!». Деятельность ее поддерживается общественными инициативными группами и носит чисто символический характер.

    Потребность реновации военно-патриотического воспитания молодежи в России особенно остро ощущалась после начала реформы вооруженных сил Сергеем Шойгу, который в 2012 году был назначен на должность министра обороны. События на Украине в 2014 году и война в Сирии (2015 г.) послужили катализатором этого процесса.

    Необходимо было не только реанимировать военно-патриотическое воспитание молодого поколения, но вывести его на качественно новый уровень. Это предполагало, с одной стороны, учитывать лучшие отечественные и международные традиции и практики, а с другой –применять современные инновационные технологии работы с молодым поколением.

    Ситуация осложнялась еще, как минимум, двумя факторами.  Во-первых, это демонтаж на государственном уровне идеологического (мировоззренческого) базиса воспитательной работы с молодежью. Как записано в нашей Конституции, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

    Во-вторых, это соблазн конкурирующих политических партий монополизировать этот процесс, судьбоносный для будущего страны. И такое соломоново решение было найдено руководителем военного ведомства Сергеем Шойгу, которого поддержал Верховный главнокомандующий.

    По его инициативе в 2016 году было создано всероссийское детско-юношеское общественное движение «Юнармия», в рядах которой на сегодняшний день состоит более 650 тыс. мальчишек и девчонок в возрасте от 8 до 18 лет.

    «Юнармия» - это синергетическая конструкция, воплотившая в себе философию и лучшие практики скаутского и пионерского движения, а также современные инновационные технологии работы с детско-юношеской аудиторией.

    Цель «Юнармии» — вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. Также, как скауты и пионеры, но в уже в современном наполнении участники движения клянутся «быть верным своему Отечеству и юнармейскому братству, преодолевать все преграды в борьбе за правду и справедливость, готовить себя к служению и созиданию на благо Отечества, быть патриотом и достойным гражданином России, с честью и гордостью нести высокое звание юнармейца».

    То, что отличает юнармейцев от скаутов, но роднит с советской пионерией, так это активное участие государства в организации этого движения. Это касается создания материально-технической инфраструктуры (вспомним уникальный культурно-развлекательный и образовательно-воспитательный парк «Патриот», сеть Учебно-методических центров «Авангард», «Дома Юнармии» и др.), взаимодействия с общественными организациями, оказания помощи в финансировании различных проектов и инициатив юнармейцев. А главное – в интегрирующей это движение концепции, сформулированной президентом России. Ее достоинство в том, что она формально обходит идеологические препоны, демонополизирует притязания политических партий на руководство «Юнармией» и выводит на понятие национальной идеи, объединяющей все поколения россиян. «В России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма, -  сказал Владимир Путин. - Это и есть национальная идея. Это связано с общим объединяющим началом».

     

    Афанасий Тарасевич, военный эксперт

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

новости

Обьявления

МЫ в соцсетях

social